-2.4 C
Москва
Среда, 2 декабря, 2020

Бритни Спирс — икона стиля нулевых. Почему сегодня женщины снова раздеваются, и как они это делают в 2020-м?


Современный мир далек от утопичного. Множество женщин по всему миру все еще регулярно ущемляются в правах, подвергаются дискриминации и объективации, а еще зарабатывают меньше мужчин, занимающих аналогичные с ними должности, и продолжают бороться с этой вопиющей несправедливостью. Это даже не треть проблем, выпадающих на женскую долю испокон веков и по сей день. Но если обратить внимание на то, что происходит сегодня в мире моды, станет очевидно, что никогда еще женщина не была так свободна. И посредством одежды (или ее отсутствием) она может подчеркнуть тот факт, что никому ничего не должна. 

Показ Yves Saint Laurent, 1977 год

© NBC

Подобный лейтмотив проходил через все, что делал Ив Сен-Лоран еще в 60-х. Своими шифоновыми платьями и блузами он выставлял на всеобщее обозрение то, что раньше видели только в спальнях. Женщина в Yves Saint Laurent становилась символом свободы и раскрепощения. Широкую общественность такой подход дизайнера настораживал, но его клиенток — безусловно восхищал. За годы эволюции мода сильно менялась, а на рубеже веков широко известным стало понятие sex sells. Правда, если Тому Форду в Gucci все же удалось сохранить за женщиной (даже полураздетой) флер независимости, то поп-культура его просто уничтожила. 

Кристина Агилера на MTV VMA, 2002 год

© Frank Micelotta Archive

Секс начал продавать в худшем смысле этого слова. И дело даже не в том, какие именно вещи были в тренде 20 лет назад, а в том, что G-стринги, джинсы с экстремально низкой посадкой, миниатюрные бра и прозрачные платья носили люди с еще даже не сформировавшейся психикой — то есть, звезды-подростки, которые в начале нулевых были возведены в абсолютный культ. Сегодня нам физически больно смотреть интервью, в которых взрослые журналисты (почти всегда мужчины) трогают 17-летнюю Бритни Спирс за лодыжки (с вопросом «целовали ли их когда-нибудь мальчики») и без стеснения указывают ей на то, что весь мир обсуждает ее грудь. 

Вины Бритни в этом нет — она стала заложницей времени, когда сексуальная объективация была чуть ли не нормой. Звезды нулевых раздевались на сцене и красных дорожках почти до гола, и никого не волновало, что многие из них на тот момент фактически были детьми, а кто-то (вроде Спирс) даже не достиг совершеннолетия. Происходило это зачастую по инициативе менеджеров, стилистов и продюсеров артистов, потому что команды молодых исполнителей знали, что голая грудь неизбежно вызовет восторг публики, фотографов и СМИ. Звезды не противились, но некоторые их архивные интервью все же свидетельствуют о том, что «личности» в их нарядах не было. На MTV AMA 18-летняя Бритни пришла в комбинезоне из весенней коллекции Chloé 2000 года, и когда у певицы спросили, почему она выбрала такой наряд — с вырезом в духе того самого культового платья Versace Дженнифер Лопес — Спирс ответила: «Эм… Это Chloé, и его выбрал мой стилист… Я подумала: «Ну, классное»». 

Бритни Спирс в Chloé на MTV AMA, 2000 год

© KMazur

Голое тело не только приносило деньги — оно же их и символизировало. «В нулевые оголение меняется, — говорит исследователь моды Тим Ильясов. — Ц ентром моды становится идея успеха. Открытый живот, плечи, руки и ноги показывают, что у тебя есть достаточно времени и денег на спортзал и правильное питание. В этом смысле идеальный пресс и джинсы на низкой талии фиксируют тебя не только как сексуально успешную героиню, но и героиню, которая может сама себе обеспечить как качественные продукты, так и личного тренера. Открытый пупок на плоском животе в 2000-х — это так же круто, как туфли Manolo Blahnik, сумка-багет или любые другие элементы, символизирующие твой успех». 

Дженнифер Лопес в платье Versace и Пи Дидди на «Грэмми», 2000 год

© Dave Hogan

К концу нулевых правила игры поменялись. Во главу угла — не без участия хипстеров — встала личность. Фокус внимания направился вглубь — с проколотого пупка сместился на мозговые извилины. Женщины все чаще начинают отдавать предпочтение объемным курткам, хоть и обтягивающим, но закрывающим ноги леггинсам, удлиненным блузам, платьям свободного силуэта и объемным шарфам. А в середине 2010-х в моде происходит настоящая революция, и ее пионеры — выходцы СНГ Гоша Рубчинский и Демна Гвасалия, объявившие оверсайз и агендерность новым люксом. Те, кто десять лет назад выходил на красные дорожки на каблуках и в шелковых кроп-топах, начали кутаться в безразмерные пуховики и объемные толстовки, и эта тенденция равнодушным не оставляла решительно никого. Одни говорили: «Кошмар, женщина должна быть сексуальной», а другие парировали — «никому она ничего не должна». 

Рианна в худи Vetements, 2015 год

© gotpap/Bauer-Griffin

Последний тезис с тех пор из моды не выходил. Напротив — к концу 10-х годов только закрепился. И конечно, во многом благодаря движению #metoo, в рамках которого известные женщины начали рассказывать о том, как подвергались насилию со стороны богатых и влиятельных. Вслед за звездами о подобных инцидентах стали рассказывать и обычные люди, и эта акция охватила мир так быстро и мощно, что не отразиться на моде она просто не могла. И речь не о том, что на важных церемониях знаменитости начали выражать солидарность друг с другом определенными символами и цветами (вроде белых брошей-роз на «Грэмми»-2018), а о том, что она сделала их образы более сдержанными. И это было естественной реакцией на то, что противники #metoo начали атаковать жертв пресловутым «Сама виновата».

Майли Сайрус на «Грэмми» 2018 с белой розой в знак солидарности с участницами движения #metoo 

© Mike Coppola

Но за первой, естественной реакцией, всегда приходит полное осознание, и оно часто не совпадает с тем, как мы реагируем на ситуацию рефлекторно. Так было и здесь. Спустя два года после того, как акция #metoo достигла своего апогея, мода вновь изменилась. И на это также есть целый ряд причин. Первая заключается в том, что общество устало от навязанных ему индустрией стереотипов, и дизайнеры наконец начали предлагать нам настоящую diversity. На минувшем показе Versace весна-лето 2021 впервые в истории появились плюс-сайз модели. Целых три! Та же история произошла с Salvatore Ferragamo. А Рианна на своем шоу Savage x Fenty вообще устроила парад самых разных и по-своему прекрасных женских тел. Этот манифест свободы наконец случился, и хотя у него все еще есть свои недостатки, приятно осознавать, что случился он здесь и сейчас, и все мы — ему свидетели. 

Прешес Ли на показе Versace весна-лето 2021

© Handout

Вторая причина — год назад охватившая мир пандемия. На первый взгляд связь наших тел и ковида неочевидна, но если задуматься: именно он запер нас в четырех стенах и именно благодаря карантину, к которому прибегли многие страны в 2020-м, мы начали исследовать собственное тело. И конечно, налаживать с ним контакт. Ну а третья причина куда более примитивна — мода все-таки циклична, и на каждый период закрытого тела приходился ответный период раскрепощения. «Мне кажется, все стали раздеваться, потому что действительно устали от мешковатых одежд, — говорит стилист Паата Процхверия. — Хочется уже нарядности и игривости, силуэтов чуть сложнее, чем оверсайз. В эпоху феминизма, новой этики и жесткого прессинга никому в голову не придет объективировать женское тело и делать сомнительные выводы касаемо чей-то «раздетости». Женщины наконец могут делать все, что хотят, и никто им не указ». 

Ким Кардашьян в Givenchy весна-лето 2021

Тим Ильясов с Паатой согласен: «Тело вновь начинает переосмысляться. Сегодня оно — что-то, чем я могу гордиться. Неконвенциональное тело демонстрируется с вызовом как манифест — я могу быть красивым и успешным вне зависимости от того, какого цвета моя кожа, насколько она здорова и сколько я вешу килограммов. Сегодня женщина демонстрирует свое тело не для того, чтобы привлечь сексуального партнера. Она демонстрирует его и бросает вызов: я делаю это потому, что имею право, потому что это мое тело, и я им горжусь».  Дизайнеры – и западные, и российские – такую тактику поддерживают. Особенно ею восхищаются, конечно, женщины. Основательница бренда Rasario Расида Лакоба (чьи платья примерили главные дивы нулевых Синди Кроуфорд, Дженнифер Лопес и Хайди Клум) говорит: «Тонкой линией проложена наша нежная любовь ко всей истории важности принятия женского тела через взгляд десятилетий. Сегодня в наших изделиях границы создает женщина, а не мода. Именно она решает, где будет соблазн, а где — таинство».

Белла Хадид на премии MTV VMA, 2019 год

© Aaron J. Thornton

И в этом смысле вернувшийся в моду тренд на все, что было популярно в нулевых — все те джинсы на низкой посадке и крошечные бра — выглядят сегодня совсем иначе, потому что современные звезды в них просто «играют». На одной из обложек декабрьского номера британского Vogue Бейонсе оборачивается на нас в платье Christopher John Rogers и стрингах, усыпанных стразами Swarovski. На другой – сидит на корточках в строгом жакете Alexander McQueen с воланами на плечах. И она знает, что одинаково сексуальна в обоих образах. А в чем именно заключается ее сексуальность, будет формулировать не общество, а она сама. И это будет единственная верная формулировка.  

Бейонсе в Alexander McQueen на обложке британского Vogue, декабрь 2020

Стать по теме

Сапоги, как у Шэрон Тейт и принцессы Дианы, в коллекции Камиль Шарьер для Aeyde

Инфлюенсер и консультант модных брендов Камиль Шарьер умело сочетает вневременной «французский стиль» и эксцентричную моду Лондона. Этим же духом проникнута ее новая коллекция...

Балаклава — отличная замена шапке и шарфу. Где ее купить?

«The confidence is the balaclava», — еще в 2007-м воспевали аксессуар Arctic Monkeys в песне Balaclava. И хотя Алекс Тернер не про зимние...

Новая капсульная коллекция JW Anderson, посвященная Оскару Уайльду

Джонатан Андерсон посвятил капсульную унисекс-коллекцию ирландскому поэту и драматургу Оскару Уайльду — дизайнер всегда высоко ценил его работы. На моделях, вошедших в капсулу,...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Реклама-

Популярные

Сапоги, как у Шэрон Тейт и принцессы Дианы, в коллекции Камиль Шарьер для Aeyde

Инфлюенсер и консультант модных брендов Камиль Шарьер умело сочетает вневременной «французский стиль» и эксцентричную моду Лондона. Этим же духом проникнута ее новая коллекция...

Балаклава — отличная замена шапке и шарфу. Где ее купить?

«The confidence is the balaclava», — еще в 2007-м воспевали аксессуар Arctic Monkeys в песне Balaclava. И хотя Алекс Тернер не про зимние...

Новая капсульная коллекция JW Anderson, посвященная Оскару Уайльду

Джонатан Андерсон посвятил капсульную унисекс-коллекцию ирландскому поэту и драматургу Оскару Уайльду — дизайнер всегда высоко ценил его работы. На моделях, вошедших в капсулу,...

Сумки 2020: в этом сезоне носите атласные аксессуры, как у принцесс

В последнее время любовь девушек ко всему нарядному и красивому сильно обострилась. И это неудивительно: новый «пандемийный» образ жизни с безразмерными свитерами и...

Русские промыслы: Мстерская вышивка | Vogue Russia

В прошлом месяце мы запустили проект «Русские промыслы». Цель этой серии материалов — показать и рассказать, какие чудесные вещи производят на территории нашей...